Различие цветовых моделей RGB и CMYK или почему изображение на мониторе ярче, чем на бумаге? | Цифровая типография МДМпринт
 
Различие цветовых моделей RGB и CMYK или почему изображение на мониторе ярче, чем на бумаге? 05.12.2019 3:19

RGB (от английских слов Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий) — цветовая модель, обусловленная особенностями физиологии восприятия цвета глазом человека.

(CMYK: Cyan, Magenta, Yellow, BlacK- голубой, пурпурный, желтый, черный ) -модель формирования цвета, используемая в полиграфии для стандартной триадной печати. Схема CMYK обладает меньшим сравнительно с RGB цветовым охватом.

Нередко в типографии от заказчиков приходится слышать фразы:

«- На мониторе было так ярко, сочно, а напечатали совсем не так…»

«- Я такое не утверждал, это не те цвета, что были у меня — переделывайте»…и т. д.

В чем же дело и как быть в такой ситуации?

А все заключается в разнице восприятия и специфике цветовых моделей.

Основной метод цветопередачи в RGB построен на объекте испускающим свет, т.е. изображение на экране монитора является источником света. В общем виде  принцип представлен на рис.1 ниже:

Из схемы становится понятно, как формируется изображение в RGB модели. Получается что, строго говоря, RGB это вообще не краска, а система цветопередачи с помощью разной температуры нагревания пикселей, из которых состоит экран монитора.

В отличие от RGB модель CMYK создана непосредственно для печати реальными красками, где цвета и оттенки формируются из комбинации упомянутых в определении основных цветов.

На рис. 2 показано, как воспринимается цветопередача любой печатной продукции:

Человеческое зрение устроено так, что возможность различать цвета происходит за счёт отраженного света или когда объект сам является источником света. Поэтому на мониторе картинка всегда будет ярче.Например, горящие лампочки на елочной гирлянде будут гораздо ярче рисунка этих лампочек на бумаге потому, что гирлянда испускает свет, а рисунок отражает. Вот в этом и есть разница.

Можно ли печатать в режиме  RGB?

В принципе, можно, но цвета все равно переведутся в CMYK, потому что из этой модели  создаются печатные краски, из которых формируются оттенки. Главное знать, что такими действиями Вы исказите реальные цвета своего изображения.

Но, если цветопередача для Вас не особо принципиальна, то результат печати вполне устроит.

ВЫБОР ЦВЕТОВОГО ПРОФИЛЯ: Кому и для чего это нужно?

Один из важных параметров при создании макета печатной продукции — выбор цветового профиля. Печатные машины типографии «МДМпринт» калиброваны согласно стандарта FOGRA39 (ISO Coated v2).Если Вам принципиально важен каждый оттенок цвета в сложной многоцветной печатной продукции — выбирайте этот цифровой профиль при подготовке своего макета файла. Во всех остальных случаях достаточно просто выбрать модель CMYK.

ВНИМАНИЕ! Если Вы создаете макет  в Иллюстраторе, обратите внимание, чтобы в File — Document Color Mode был выбран профиль CMYK, иначе все цвета, которые Вы настраиваете в панели Color, автоматически будут переводиться в RGB.

Для экрана используется цветовая модель RGB, для печати — CMYK. Как они соотносятся, можно увидеть на картинке:

 Два основных цвета RGB, наложенные друг на друга, дают один основной цвет модели CMYK. И наоборот.

 

В теории, как R+G+B дают на экране белый, так C+M+Y («триада») должны давать черный цвет. Но в реальности при печати из этих трех цветов получается грязно-коричнево-серый. Поэтому был введен дополнительно четвертый основной цвет — черный (так сказать — скидка на неидеальность).

Еще одно ограничение, связанное с цветовой моделью CMYK — это максимальная сумма красок (Total Ink Limit, TIL), поскольку бумага не может впитать более определенного количества краски. Если же ее будет больше, то изображение в этом месте «поплывет» и будет выглядеть грязным. Количество краски измеряется в процентах каждого цвета и для разных видов бумаги устанавливается суммарно в пределах 250 — 350%.

Если качество изображения на экране зависит от настроек и калибровки монитора, то при печати факторов, влияющих на цвет, гораздо больше. Это выбранный цветовой профиль плюс его соответствие профилю печатной машины в типографии, вид и качество бумаги, освещение и микроклимат в типографии и даже настроение печатника. Поэтому всем своим клиентам, особенно при больших и ответственных заказах, мы рекомендуем делать цветопробу. Это не всегда 100% гарантия попадания в требуемый оттенок цвета. Но очень важно с точки зрения понимания того, как ложится краска на выбранный тип бумаги при печати Вашего файла и проведения при необходимости цветовой коррекции. В любом случае наличие цветопробы существенно повышает шанс того, что Вы получите продукцию с ожидаемыми цветовыми решениями