Листовая полиграфия Многостраничная полиграфия Наклейки, этикетки, стикеры Визитки Коробки и упаковка Колоды карт Настольные игры Полиграфия для выставок Полиграфия для маркетплейсов Полиграфия для туризма Календари Сувениры с логотипом Корпоративный мерч Широкоформатная печать Рекламные конструкции Печать на текстиле Печать на акриле Печать на лентах Проектная документация POS-материалы Пластиковые карты Папки Технологии печати
Каталог
Наклейки, этикетки, стикеры
Коробки и упаковка
Сувениры с логотипом
Широкоформатная печать
Главная
Главная / Блог / Цветопроба печати: виды и назначение в полиграфии

Цветопроба печати: виды и назначение в полиграфии

Для чего нужна цветопроба

 

Не секрет, что люди видят по-разному цвета даже вживую, что уж говорить о просмотре картинки на экране. В полиграфии стараются настроить мониторы так, чтобы цвета не отличались от напечатанных. А вот экраны клиентов откалиброваны иначе и значительно искажают цвета, в результате выбранный вариант при печати может оказаться блеклым и невыразительным или, напротив, слишком ярким. Чтобы после печати тиража его не пришлось переделывать, рекомендуется печатать цветопробу.

Что такое цветопроба

Специалисты рекомендуют не отказываться от цветопробы, особенно если речь о печати полноцветного изображения (взять ту же печать календарей) с множеством оттенков. Цветопроба в полиграфии – это распечатка фрагмента, листа или одной копии тиража, которая отображает реальные цвета. Она служит образцом, на нее будут ориентироваться далее в работе.

Не стоит путать цветопробу и пробную печать. В первом случае печатают только цвета и сравнивают их, во втором воспроизводят печатный процесс: копируют изображение на выбранный материал, используя определенный аппарат, то есть получают полностью готовый вариант, каким он будет в тираже.

Цветопроба должна пройти контрольный тест на цифровые различия. Для этого берется стандартный набор сочетаний триадных красок (CMYK) и печатается цифровая цветопроба. Результат сравнивают с эталонными значениями по определенному стандарту, например, с листовой офсетной печатью на мелованной бумаге. Если отклонения не превышают допустимых пределов, тест пройден. Если клиенту не нравится результат, меняют не настройки печатного аппарата, а оттенки в макете.

Полное совпадение цвета не требуется: вымерять оттенки слишком дорого и не всегда оправдано. Чаще хватает примерного совпадения. Исключение: печати красок на упаковках лакокрасочных материалов и косметики. Тут требования к совпадению цветов строже.

Для чего применяется

Пример цветопробы на дизайнерской бумаге

 

Не стоит недооценивать важность цветопробы. По этому документу будут ориентироваться при печати всего тиража. Если в процессе окажется, что на экране цвета выглядели более ярко из-за настроек монитора, придется перепечатывать весь тираж.

Иногда происходит искажение или смещение цветов из-за программных особенностей или использования разных палитр. Важно помнить, что сотрудники типографии ничего не будут исправлять, даже если у человека на плакате будет синяя кожа. Вся ответственность лежит на клиенте, который одобрил макет и видел цветопробу.

Виды цветопроб

Существует несколько вариантов цветопроб. У каждого есть свои достоинства и недостатки, их учитывают в процессе.

Используют следующие виды цветопробы в полиграфии:

Экранная. Самый простой и быстрый вариант с возможностью оперативно внести коррективы. Соответствие цветам определяет оператор по изображению на экране. Экранный метод применяют при предварительной корректировке или в любительской полиграфии. Профессионалы его практически не используют.

У способа много недостатков: несовпадение цветовых палитр, зависимость от типа монитора (чем качественнее техника, тем лучше она передает оттенки), сильная привязка к человеческому фактору.

Цифровая. Наиболее популярный метод. Используется струйный принтер или специальное печатающее устройство. При помощи программы создают имитацию печатного профиля офсетной машины и печатают цветопробу с заданными параметрами.

У цифрового способа много плюсов: высокая скорость печати, невысокая стоимость, простота процесса и возможности отрегулировать оттенки во время печати.
К недостаткам относятся необходимость использовать профессиональные устройства для хорошей передачи цветов.

Аналоговая. Краска переносится на подложку, имитирующую наиболее популярные бумажные основы (мелованную и немелованную бумагу, глянцевую, матовую). Способ позволяет точно выявить недочеты, в том числе появление муара (рисунка, возникающего при совмещении растровых решеток).

Есть и несколько минусов: невозможно получить контрактную цветопробу. На печать потребуется больше времени и денег, чем при использовании других вариантов.

Офсетная. Осуществляется на офсетной машине или пробопечатающем станке с применением бумаги, краски и формы основного тиража. Фактически речь идет о пробном оттиске, на котором можно не только посмотреть сочетания цветов, но и увидеть вживую итоговый результат, опробовать различные краски (металлизированные, люминесцентные) и постпечатную обработку (тиснение, лакирование, вырубку). Оттиск сразу корректируют.

Главный минус офсетной пробы – значительные финансовые затраты.

Факторы, оказывающие влияние на качество цветопробы

Пример печати открыток с MGI фольгой

 

Несмотря на кажущуюся автоматизацию процесса, на цветопробу оказывают влияние разные факторы. Они искажают оттенок и глубину цвета.

К таким факторам относятся:

Цвет бумаги. Даже если бумага кажется абсолютно белой, у нее есть оттенок. К тому же для повышения белизны производители добавляют оптические отбеливатели, из-за которых сдвигается восприятие оттенков.
Глянец. На глянцевом материале изображение выглядит более контрастным.
Толщина. Чем ниже плотность бумаги, тем сильнее просвечивает рисунок, напечатанный на обороте листа. Об этом необходимо помнить при верстке и выборе материала.
Освещение. Многие сталкивались с искажениями цветов при неестественном или плохом освещении: вещи легко меняет привычные оттенки. Проверять цветопробу лучше при естественном дневном освещении или при искусственном освещении, спектр которого приближен к D50.
Финишное покрытие (лак, ламинирование). Изображение под покрытием слегка меняет оттенки: например, глянец добавляет контрастность, а матовый слой снижает ее. Чтобы получить точную цветопробу, в программе выставляют настройки финишного слоя.
Сюжет. В зависимости от общего сюжета изображения цвета воспринимаются по-разному.

Цветопроба – важная часть предпечатного процесса. Она позволяет клиенту наглядно увидеть, как будет выглядеть весь тираж, определить, все ли его устраивает. Не стоит пренебрегать проверкой, иначе велик шанс получить в распечатанном виде не то, что было на экране при заказе.

—————-

МДМпринт в социальных сетях:
• ВКонтакте: vk.com/print2me
• Telegram: t.me/mdmprint
• Youtube: www.youtube.com/print2me

257