...
Листовая полиграфия Многостраничная полиграфия Наклейки, этикетки, стикеры Визитки Коробки и упаковка Колоды карт Настольные игры Полиграфия для выставок Полиграфия для маркетплейсов Полиграфия для туризма Календари Сувениры с логотипом Корпоративный мерч Широкоформатная печать Рекламные конструкции Печать на текстиле Печать на акриле Печать на лентах Проектная документация POS-материалы Пластиковые карты Папки Технологии печати
Каталог
Наклейки, этикетки, стикеры
Коробки и упаковка
Сувениры с логотипом
Широкоформатная печать
Главная
Главная / Блог / Ламинация в полиграфии: какой бывает и для чего используется

Ламинация в полиграфии: какой бывает и для чего используется

В полиграфии ламинирование (или ламинация) считается самым популярным способом постобработки. Оно представляет собой процесс нанесения плотной плёнки на поверхность печатной продукции. Основная задача ламинирования — защита поверхности материала, продление срока службы. Его часто используют для наружной рекламы (баннеров, постеров, плакатов, афиш), а также для сувенирной и рекламной продукции (календарей, наклеек, этикеток, пакетов, коробок). В повседневной жизни ламинируют дипломы, удостоверения, пропуска и другие документы.

Процесс ламинации листовок

 

Какие виды ламинации бывают

Перед заказом услуги стоит заранее изучить, какие виды ламинации в полиграфии существуют, где они применяются и каковы их особенности.

По способу нанесения ламинирование делится на:

Горячее. Наиболее распространённый вариант. Бумагу вкладывают в «папку»-ламинат и пропускают через валы. Под действием высокой температуры ламинат расплавляется и крепко прижимается к листу. После остывания плёнка накрепко склеивается. У такого метода много преимуществ, главное из которых — возможность сохранить яркие цвета.

Холодное. Используется, если нагревание может испортить материал. Ламинат покрыт клеевым составом, при механическом сдавливании клей активизируется и склеивает листы. Метод более дорогой и технически сложный, но он сохраняет материал.

 

Холодное и горячее ламинирование в МДМпринт

 

По типу плёнки ламинация бывает:

Глянцевой. Изображение остается сочным, насыщенным, с контрастными цветами. Плёнка придает им дополнительный блеск и выразительность, но она сильно бликует на свету.

Матовой. Более универсальная и востребованная плёнка. Ламинат приглушает цвета, делает их более сдержанными, но обладает приятными тактильными свойствами и не даёт отсвета. Также на матовой поверхности не остаются следы от пальцев.

Soft Touch или велюровой. Премиальный вариант. Её поверхность отличается бархатистостью, при этом плёнка не приглушает цвета, а сохраняет их насыщенность.

Текстурной. Необычный вариант под кожу, лён, песок. Не искажает цвета и делает продукцию интереснее. «Песок» часто выбирают при производстве фотоальбомов, «лён» — для папок премиум-уровня.

Голографической. Речь о ламинате с рисунками, например снежинками, цветами, листьями. Один из самых дорогих вариантов — его часто используют при создании коробок, пакетов для VIP-клиентов.

Цветной. Придает интересный эффект.

Указанные выше плёнки бывают только тонкими. При толщине от 70 мкн ламинат делится на матовый и глянцевый.

Процесс ламинирования на ламинаторе

 

Также ламинация бывает конвертной и рулонной. Для первой используется файл стандартного размера (А7, А6 и т. д.), в который вкладывается лист бумаги и запечатывается. Рулонная ламинация — это широкоформатный вариант: ширина готовой продукции достигает 2 метров.

Какой толщины бывают ламинаты и где их используют

В зависимости от материала, который необходимо запечатать, используют плёнки разной толщины. Ламинаты бывают:

Толщиной 25–30 мкн. Стандартный вариант, который выбирают в 90% случаев. Применяют для книжных обложек, журналов, буклетов, блокнотов, конвертов, приглашений, папок, воблеров. Также пленку выбирают для ламинирования документов и фотографий.

Толщиной 70–75 мкн. Такой вариант делает изделие более прочным и жёстким. Используется для визиток, карманных календарей, книжных закладок, папок, блокнотов, пакетов премиум-класса, папок-портфелей.

Толщиной 250 мкн. Плёнка по толщине напоминает пластиковую карточку. Она крайне жёсткая и износостойкая, область её применения: карты (подарочные, дисконтные), меню, информационные таблички, памятки, а также любая продукция, с которой часто работают люди, в том числе на мероприятиях на открытом воздухе.

Ламинат такой толщины — самый дорогой. Цена объясняется не только материалом, но и сложностью работы с ним. Плёнка не рвётся, её сложно отрезать, процесс склеивания идёт медленно.

Также существует плёнка толщиной 125 мкн, но её используют редко. Её плотность ниже, чем у ламината 250 мкн, но цена почти такая же высокая. Пленку в 125 мкн используют для бейджей, VIP-приглашений и сувенирной продукции премиум-сегмента.

Ламинирование широкоформатной печати в МДМпринт

 

Какие достоинства и недостатки есть у ламинирования

В первую очередь ламинацию используют для защиты материала от внешнего воздействия: влаги, грязи, пыли. Она помогает продлить срок службы полиграфической продукции, делает поверхность более прочной, устойчивой к истиранию, царапинам, потёртостям. Ламинированный лист невозможно порвать руками или сложить. Глянцевая плёнка делает изображение ярче и выразительнее.

К недостаткам ламинирования стоит отнести технологические сложности, особенно это относится к горячему методу. Оборудование должно быть полностью исправным, плёнка – качественной, иначе результат будет неудовлетворительным: поверхность «пузырится», ламинат отходит от материала.

Второй недостаток: снять пленку с листа без потерь невозможно. Качественная ламинация не отделяется от бумаги и картона — она прилипает накрепко.

366